Лингвистическая экспертизаИсследование продуктов речевой деятельностиОбъекты исследования:- продукты речевой деятельности (от одного слова до целого текста или группы текстов), зафиксированные в письменной форме (в том числе устные тексты, записанные с помощью букв).
Задачи, решаемые в рамках данного вида экспертизы:- анализ текста с целью выявления выраженных в нем смыслов (смысловые, или семантические, исследования);
- анализ наименований (названий, торговых марок, доменных имен и т.д.) как средства обозначения «продуктов» человеческой деятельности (исследования наименований).
Семантические исследования имеют целью:- выявление смыслов, выраженных в исследуемых текстах, анализ этих смыслов с разных точек зрения;
- установление объема и содержания понятия, выражаемого словом или словосочетанием, употребленным в тексте;
- установление степени адекватности передачи в одном тексте содержания другого текста.
Экспертиза наименований производится с целью:- анализа имен собственных (наименований) с точки зрения их соответствия нормам литературного языка, их новизны и оригинальности, содержания в них разного рода отсылок к явлениям объективной действительности.
- решения споров о совпадении различных наименований до степени их смешения, о содержании в наименованиях, о содержании в наименованиях скрытой или явной пропаганды (наркотиков, насилия) и т.п.
В качестве объектов экспертизы наименований могут выступать документы (оригиналы или ксерокопии), распечатки или выписки из электронного дискурса, печати и штампы (их оттиски на бумаге), содержащие в себе подлежащее экспертизе; логотипы, исполненные полиграфическим способом или на машиночитаемых носителях (оптических дисках, карте флеш-памяти). Исследуемый текст может содержать одно или несколько слов.
Типовые вопросы, решаемые в процессе проведения лингвистической экспертизы:По делам об оскорблении: 1. Содержатся ли в словах, высказываниях … лингвистические признаки оскорбления?
2. Если да, то имеются ли в словах, высказываниях … лингвистические признаки неприличной формы выражения?
По делам о клевете:1. Содержится ли в тексте негативная информация о лице [указать Ф.И.О.]?
2. Какова форма выражения этой информации: утверждение о фактах и событиях, мнение, предположение, вопрос, оценочное суждение?
По делам, связанным с противодействием экстремизму (в соответствии со статьями 280 и 282 УК РФ, Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ и др.) назначаются психолого-лингвистические экспертизы, на разрешение которых могут быть поставлены следующие вопросы:- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо действиям (в том числе насильственным, дискриминационным) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или ее представителей?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо разрушительным действиям?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки пропаганды идеологии насилия в целях оказания воздействия на решения органов власти?
- Имеется ли демонстрация нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в связи с пропагандой идей фашизма (нацизма)?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки обоснования национального и (или) расового превосходства?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки оправдания идеологии насилия и/или разрушительных действий, совершаемых в целях оказания воздействия на органы власти?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки оправдания практики совершения действий, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или против представителей такой группы?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки обвинения автором какого-либо лица в совершении каких-либо противоправных действий?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки угрозы применения насилия?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды, ненависти (розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?